О жизни: притчи. сказки, истории, Психотерапия, Школа среднего возраста

Середина пути или «все краски во мне».

Автор Алеся Кашолкина.

Когда люди подходят к кризису среднего возраста они чувствуют себя, с одной стороны, по разному, с другой — очень похоже. Вначале ощущается беспокойство, депрессивное состояние, тревога, много страха перед старением и неизвестностью, но одновременно приходит подчас странное желание (можно назвать это зовом) узнать, а кто они еще кроме социально приемлемых и таких привычных ролей.

Прежняя форма изживает себя, невозможность жить по-старому становится очевидна, хотя привычка пока еще остается. У кого-то все рушится в прямом смысле слова: отношения не складываются так, как хотелось и надеялось и впереди маячит развод или работа давно раздражает и не приносит удовлетворения. А кого-то жизнь просто перестала радовать и потерялось понимание куда идти и зачем.

Мы пришли на причал…

Такие разные, с разным прошлым и настоящим, все те, кто пришел к кризису среднего возраста, уже состоявшиеся люди: взрослые, образованные, имеющие компетенцию и способные обеспечивать свои потребности. Жизнь уже сложилась и имеет свой уклад. Выбор двигаться вперед, в неизвестность мира зрелости всегда дается не легко.

Жизнь «стареющей гусенички» привлекает мнимой стабильностью, и такой же мнимой безопасностью, а еще — иллюзорной молодостью. И кто-то точно выберет остаться там — в иллюзии нестарения, неумерания, будто миг остановился и зрелость, а потом и старость никогда не придут. Только они придут все равно, но вот как — это уже другой вопрос. Ведь если игнорировать потребности своей души и пытаться убежать от задач следующего возрастного этапа, то последствия не заставят себя ждать в виде разрушения отношений с близкими, болезней, депрессий, алкоголизации и т.п. Быть вечно молодой девушкой и вечно юным юношей все равно не получится.

Смелость двигаться вперед необходима в этом путешествии. Никто не знает, что ждет в конце, за чертой кризиса среднего возраста, какой будет другая жизнь, как они пройдут этот путь и в какие шторма попадут. Но одно ясно совершенно точно. Начиная путь к себе –, те, кто пройдет середину пути осознанно, изменятся в любом случае и найдут свой истинный путь (путь индивидуации по Юнгу) и обретут свою «полную» форму.

 «Трансформация видится как процесс становления подлинным самим собой, обретения соответствия своей сути. Этот процесс, проходящий за срок нормальной человеческой жизни несколько важных фаз, в каждой из которых раскрываются определенные черты и элементы личности – существенные компоненты целостности того или иного человека. Трансформация – это процесс проявления самости, включающий в себя кризисы и конфликты, а иногда – резкие изменения жизни. Порой эти суровые испытания напоминают смерть и возрождение, ведь это архетипический паттерн глубокого изменения и проявления нового существа в старой оболочке.»

Мюррей Стайн «Трансформация. Проявление самости».

И путешествие началось…

Поначалу я слышу много историй. Те, кто чувствует приближение кризиса, часто нуждаются в исповеди о том, как прошла первая половина жизни. Было много боли и переживаний, много гореваний о прошлом, о том, что не случилось или как раз случилось, но совсем не так, как предполагалось. Путешественники прощались со многим из того, что было для них ценно в прошлом, что они выбирали раньше. Мечты юности, которые раньше так возбуждали и мотивировали, заставляя двигаться вперед несмотря ни на что, либо уже осуществились, либо потеряли свою мотивирующую силу. Осознавание своей конечности и того, что пределы все-таки существуют и уже невозможно как в молодости игнорировать смерть, заставляло тосковать о прошлой юной и беззаботной жизни.

«Столкновение невозможного с возможным показало человеку его пределы – не жесткие, а подвижные, но подвижные – это не в коем случае не до бесконечности. Человек уже знает, что он не только может, но и должен быть обычным человеком. Однако возможность и необходимость быть обычным означает, что мы можем и должны проститься с многими великими идеями и завышенными притязаниями.

С одной стороны, с этим связано постоянное прощание, с другой стороны, возникает все большая степень свободы.»

Верена Каст «Сизиф. Удержание и отпускание в середине жизни»

А дальше было сложно..

Когда человек попадает в середину кризиса становится совсем сложно. Прошлое теряется за горизонтом и постепенно теряет свое значение и важность, а будущее еще не видно за туманами и штормами и становится очень страшно. Старые защиты были уже не актуальны и перестали иметь смысл в изменяющихся условиях взросления. Путешественники оказываются перед лицом кризиса среднего возраста, их штормит и бросает в разные стороны, а ориентиров, которые ранее так ясно говорили куда идти, уже нет.

И самое трудное: подсказки здесь не работают. Я могу только быть рядом и помогать видеть общий вектор, ведь каждый должен обрести свой путь, нарисовать свою карту будущего, а не использовать чью-то. Цель пути в том, чтобы в это период, когда старые модели жизни уже перестали работать, путешественники искали новые возможности и способы жить, новые смыслы и ориентиры и старались опираться на свои скрытые таланты и способности, на свои непрожитые жизни, а также на глубинные потребности души. Поиск ресурсов, которые раньше не требовались, но точно были в закромах души, поиск новых смыслов и распознавание истинных потребностей – эта непростая работа проходит часто с гневом, но, значительно чаще, с юмором:).

«На каждой стадии развития от рождения до смерти цель трансформации – дальнейшее раскрытие потенциальной индивидуальности и талантов человека».

Мюррей Стайн «Трансформация. Проявление самости».

В какой-то момент они устают горевать, пытаются снова мечтать, но мечты или излишне грандиозные и невыполнимые, или разрозненные без основного ядра. Кто-то злится, что вообще ввязался в это путешествие, ведь там, в прошлом, было так спокойно, пусть плохо и тоскливо, но спокойно. Ссоры, обиды, разочарования… многие внутренние «демоны» вылазят наружу и пытаются управлять путешественниками, но юмор спасает в самые сложные моменты. Важно в этот период вспоминать то, ради чего вы пошли ушли в это путешествие и от чего убежали рискнув прожить кризис среднего возраста, и продолжать двигаться дальше.

Memento mori

«Помни о смерти». В этот период, когда нам от 40 и старше, смерть с завидным упорством заставляет вспоминать о себе. Уже никак не получается игнорировать, что смерть есть и иногда намного ближе, чем хотелось бы. Но именно это, казалось бы, страшное переживание, вдруг освобождает от пут социальных установок и запретов, от ожиданий общества, которые уже давно поселились в головах взрослых людей. Вдруг появляется ощущение свободы и ответственности лишь перед самим собой за то, как дальше проживать свою жизнь, ведь она короче, чем кажется в молодости. Очень странное и неизведанное чувство, с которым (и тут много удивления) оказалось не так просто жить. И путешественники снова начинают учиться жить, уже иначе, по-другому, жить согласно своих ориентиров, согласно воле своей души, исходя из собственных ценностей и приоритетов.

«Ведь самость – это не то, что мы выбираем – а то, что выбирает нас.»

Мюррей Стайн «Трансформация. Проявление самости».

Новая земля

Но в какой-то момент появляется стойкое ощущение, скорее внутреннее знание, что путешествие завершилось. Человек прошел середину пути, пережил кризис среднего возраста и нашел свою истинную опору и форму, обрел ясные ценности и четкую цель для дальнейшей зрелой жизни.

«Трансформация середины жизни – главный опорный пункт в переходе от Эго к самости. Для Эго это кризис. А для самости – возможность рождения сознания. То, что посажено в этот период, будет приносить психологические плоды на протяжении всей оставшейся жизни.»

Мюррей Стайн «Трансформация. Проявление самости».

P.S.

«Все краски во мне» — сказала одна из клиенток, и я надеюсь, что те, кто прошел кризис среднего возраста и встал на свой путь индивидуации, сохранят этот опыт и смогут помогать другим преодолевать самый сложный (не считая подросткового) и точно самый ответственный жизненный кризис.

А я желаю вам идти вперед даже когда сложно, оставаться в покое, когда душе необходима тишина, помнить о смерти, и любить – когда только возможно. Ведь только зрелость знает, как ценен каждый миг этой чудесной и странной жизни.

Алеся Кашолкина